Все чаще в последнее время мы мысленно обращаемся к тому — классическому! — образованию, что давал людям век XIX. Помните — «Науки юношей питают». Они и вправду «питали» — входили в плоть и кровь органично и становились частью повседневности. Умение сочинять стихи и рисовать, участвовать в дискуссиях, знание этикета и иностранного языка давались отнюдь не муштрой, и странным казалось, если кто-то не овладевал этими искусствами еще в отроческом возрасте.
В начале XX века мы все это благополучно забыли и стройными рядами, всё как один, ринулись зубрить. И это ненавистное слово сопровождало многих и многих в течение десяти, а то и пятнадцати лет. К счастью, есть еше и люди, которые видят бессмысленность такой формы обучения и пытаются изменить сложившиеся стереотипы. Среди них — Игорь Юрьевич Шехтер, профессор, психолингвист, разработавший авторский эмоционально-смысловой метод изучения иностранного языка. Суть его состоит в том, что язык не строится, а рождается. Он — живая материя, присущая каждому и у каждого своя. Значит, язык нельзя «учить» в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово. Ведь, к примеру, с грамматикой родной речи ребенок обычно лишь начинает знакомиться в первом классе и продолжает его изучение в течение долгих лет. А между тем любой — и неуч, и отличник — умеет говорить. То есть знание грамматических правил вторично, оно делает человека грамотным, но не учит собственно языку. Почему в прошлом веке люди с такой легкостью говорили на одном, а то и двух-трех иностранных языках? Именно потому, что они говорили на них с рождения, то есть оказывались в ситуации, когда был понятен только определенный язык (например, при общении с гувернером-иностранцем). Так вот, Шехтер не разрешает своим студентам учить иностранный язык. Вместо этого он предлагает диалог, где каждый может проявить себя. И каждый — молодец, потому что не побоялся заговорить на чужом языке. Грамматика будет потом, а пока главное — научить человека верить в свои силы и способности, «окунуться» в чужую речь с головой, понимать ее — полностью, а не отдельные слова.
Это — первый цикл курса. Всего их три, по сто часов в каждом. Занятия проходят ежедневно, на три часа погружая слушателей в языковую среду. Здесь нет ни оценок, ни экзаменов, ни домашних заданий. И преподаватели руководствуются понятиями этики, а не дисциплины. Занятия, скорее, даже не занятия, а беседы лицом к лицу, различные игровые ситуации, моделирующие тот или иной аспект поведения, предполагающие ту или иную лексику, помогают людям проявить свое «я», общаться друг с другом на равных. После первого цикла делается одно-четырехмесячный перерыв, чтобы знания выкристаллизовались, устоялись и стали неотъемлемой частью мышления и сознания. После этого слушатели, уже умеюшие читать и воспринимать несложные информационные тексты, открывают для себя мир художественной литературы. От диалогового общения они приходят к монологу, проводят игровые конференции, защищают свои проекты… И только на третьем этапе, через 1 -3 месяца, приходит время грамматики — люди учатся писать на неродном языке. И одновременно они уже могут отстаивать на нем свои позиции, смотреть без перевода иностранные фильмы, общаться с носителями языка. То есть через три месяца (не считая необходимых перерывов) слушатели блистательно говорят и пишут на чужом языке, который по-настояшему становится их вторым родным языком.
Игорь Юрьевич Шехтер считает, что для успешного освоения языка нужно лишь одно — «жить» в нем, как мы «живем» в своем родном языке. Эмоциональный (пропускаюшия все через свое мировосприятие) и смысловой (помогающий донести это мировосприятие до других людей) способы изучения языка, известные со времен наших прапрабабушек, вновь возвращены нам школой Шехтера.
Разумеется, у автора методики есть настоящие coратники и последователи. Но, к сожалению, у нас в стране так и не принят закон, зашишающий идею как интеллектуальную собственность. На технические разработки существуют патенты, на книги — авторские права,а педагогические новации никем и ничем не зашищены. Это осложняет преподавание и компрометирует сам метод обучения, считает И.Ю. Шехтер. Слишком многие, прикрываясь авторским методом, обманывают доверчивых людей. Поэтому перед тем, как выбрать курсы, нужно узнать, действительно ли они ведут занятия по методике Шехтера. А лучше всего заниматься именно в авторской школе, и тогда вы по-настояшему узнаете, какое это наслаждение — читать, к примеру, Шекспира в подлиннике.